Главная → Ходовые отличия плоскодонных и килевых лодок
30.05.2014

Ходовые отличия плоскодонных и килевых лодок

Вопрос о скорости и маневренности надувных лодок с двигателями различной мощности крайне мало освещен не только в нашей прессе, но даже и в специальной литературе. Но, опираясь на собственный опыт, и опыт других людей, мы свели в одну статью все, что удалось собрать. Для начала определитесь для чего вам лодка и что от нее требуется. Как правило, надувная лодка необходима для двух основных целей:

- Для рыбалки (небыстрая езда устойчивым ходом 3-5км/ч при ловле на дорожку и на небольшие расстояния) не требуется большая мощность двигателя (достаточно 2-5л.с.), да и лодка может быть самой простой плоскодонкой. Основное преимущество такого комплекта – малый вес, компактность, быстрота сборки.

- Для быстрых перемещений по воде (не менее 20км/ч) и поездок на дальние расстояния (не менее 15 км/ч) лодка должна быть побольше (предпочтительно с надувным кильсоном), да и движок помощнее(порядка 8-15л.с.). При выборе оптимального для себя комплекта (лодка + мотор) нужно учитывать тип лодки и её планируемую загрузку (вес пассажиров, снаряжения и канистры с горючим).

Лодки на весельном ходу

Это обычные «гребнушки» как их ласково привыкли называть бывалые лодочники. В этой группе отдельно идут лодки с подвесным транцем. Они маркируются литерой Т после цифры размера, диапазон которых 2,2-3,1м (модели 220т-310т, актуально для линейки лодок Aqua-Star за 2012 год). Подвесной транец, безусловно, расширил возможности надувных гребных лодок при большой экономии веса и габаритов. Скорость лодки 5-10км/ч. Оптимальным мотором для этих лодок считается двух сильный бензиновый мотор или электродвигатель. Даже небольшое увеличение мощности (до 3,3-3,5 л.с.) ведет к дисбалансу хода лодки. Из-за большого давления мотором на скорости баллоны начинают вминаться возле транца. Лодка начинает рыскать. Хотя идти можно с не меньшим комфортом.

Лодки с наборной сланью (реечной) и стационарным транцем

Маркируются буквой Т перед цифрой (размер в сантиметрах). Диапазон выпускаемых размеров 2,8-3,2м. Соответственно, модели Т-280 — Т-320 (актуально для линейки лодок Aqua-Star за 2012 год). Это плоскодонные лодки со стационарным транцем. Преимущества большой баллон, три гермоотсека в каркасе, легкие, быстро собираются и разбираются. Хороши при движении на тихой воде, но при волнении воды лодка двигается неустойчиво. Лодки, имеющие надувной кильсон со сплошным настилом.
Маркируются Буквой К после цифр. Например, Т-320 К – это значит (Т перед цифрой) – моторная лодка с стационарным транцем, (цифры) – длина 3,2 м., (К после цифр) – с жестким дном и надувным кильсоном. Диапазон размеров 3-4,3м. Вес лодки больше, чем у предыдущего варианта, её сборка немного сложнее и дольше. Зато лодка более устойчива на волне, хорошо держит курс на средней и на максимальной скорости. Более грузоподъёмная и маневренна.

Загрузка лодки

Если вы хотите добиться от лодки с рекомендуемым к ней по техпаспорту двигателем хорошей скорости передвижения, следует загружать в лодку вес равный максимальной грузоподъемности разделенной на коэффициент 2. Нашей командой проводился эксперимент. Лодка длиной 3 м. С стационарным транцем и наборным реечным настилом. Максимально допустимый двигатель – 6 л.с. Грузоподъёмность 320 кг. Диаметр баллона 42 см. Делим грузоподъёмность на коэффициент 2, получаем 160 кг.
320 кг/2= 160 кг.
При загрузке около 160 кг. (93 кг. – водитель лодки, сидящий на моторе возле транца, и 65 кг. – пассажир в носу лодки) и мотором 6 л.с., лодка показала 22 км/ч. Делаем перегруз. В лодку подсаживается ещё один пассажир весом 95 кг. Общий груз в лодке становится уже 250 кг. Пробуем “компенсировать” перегрузку более мощным двигателем – 8 л.с. Результат 18 км/ч. Лодка не вышла на глиссирование. Причём увеличение оборотов двигателя от 50% до 100% практически не сказывалось на скорости.

50% от максимальных оборотов – 15 кмч;
70% от максимальных оборотов – 16 кмч;
80% от максимальных оборотов – 17 кмч;
100% (полный газ) – 18 кмч.

Меняем плоскодонку на килевую модель. Лодка той же длины. Нагрузка – та же. Три человека – 250 кг. Один – на носу, один – на моторе и один – в середине. Двигатель 8л.с. Лодка вышла на глиссер и показала 29 км/ч.

Вы, наверное, уже поняли, на скорость лёгкость выхода на глиссирование влияет на распределение веса в лодке. Каждую модель нужно загружать по-своему и единого правила тут нет. Хозяин лодки должен определить, как правильно разместить пассажиров и груз. Установить это можно экспериментально, размещая вес в различные части лодки.

Общие рекомендации

1. Груз должен быть равномерно распределен на оба борта (одинаково).
2. Если на полном газу при наборе скорости нос лодки устремлен в небо, следует его пригрузить на некоторое время (до выхода на глиссер).
3. Если в лодке один человек (на моторе), обязательно надо пригрузить нос (бака с бензином и рюкзака с вещами для этого вполне достаточно). Можно сесть ближе к носу, добавляя газ максимально вытянутой рукой.
4. Правильно выставляйте угол подвески двигателя (на глиссировании “нога” двигателя должна быть перпендикулярна воде).

Все приведенные в статье данные были получены методом эксперимента и проверялись GPS-навигатором в пресном водоеме без течения. Использовалась лодки aquastar Т-300, aquastar Т-300 К. Моторы Suzuki DF 6 S и Suzuki DF 8 S.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий



Важно

  • 05.03.2015

    Как правильно хранить надувную лодку зимой?

    Мы получаем немало звонков от наших покупателей с вопросами о хранении надувных лодок в зимний сезон. К примеру: «А как хранить лодку зимой, надутой или спущенной?» или: «А тальком нужно обрабатывать лодку?» и т.п. и т.д. Эта статья поможет разобраться с такими вопросами.