Выбор мощности лодочного двигателя
Данный материал представлен как дополнение к статье: как выбрать лодочный мотор? Здесь речь пойдет, как вы догадались, о выборе оптимальный мощности двигателя для суден различных типов.
Минимальная удельная мощность, необходимая для вывода мотолодки на режим глиссирования, составляет в зависимости от обводов корпуса 10~50л.с/т. Другими словами, лодка выйдет на глиссирование, если на каждую лошадиную силу приходится не более 20~25 кг её водоизмещения. Таким образом, чтобы определить минимально необходимую мощность мотора в лошадиных силах, нужно просуммировать вес корпуса, оборудования, мотора и пассажиров с багажом (в килограммах) и разделить на 20~25. Причем для плоскодонных судов следует брать величину 25, а для мореходных килевых – 20. Мотор такой мощности обеспечит экономичную эксплуатацию судна с полной нагрузкой в начальной стадии глиссирования.
Если экономичность не выдвигается владельцем на первый план, а требуется, прежде всего, высокая скорость, можно установить мотор большей мощности. Но для каждого судна существует предел мощности по условиям безопасности. Дело в том, что при росте скорости судна возрастают и силы, действующие на корпус. При превышении некоего безопасного порога эти силы могут вызвать опрокидывание лодки или разрушение её корпуса. Ещё в 50-х годах в США были разработаны нормы, согласно которым предельно допустимая мощность по условиям динамической остойчивости определяется в зависимость от произведения длины на ширину судна. Позднее аналогичные правила были приняты в нашей стране. Наиболее удобно пользоваться графической диаграммой:
Следует обратить внимание на то, что в расчет принимается не наибольшая ширина корпуса, а ширина по скуле на транце. Если на корпусе имеются скуловые брызгоотбойники, то их ширина должна учитываться в общей рабочей ширине днища. Мощность, определенная по диаграмме, может считаться заведомо безопасной для лодок с отношением длины к полной ширине корпуса LB 3,5. Для более длинных и узких лодок следует уменьшить найденную по диаграмме мощность вдвое. Напротив, если корпус имеет современные обводы повышенной устойчивости, такие как “сани Фокса”, “Тримаран”, “обводы Блегга”, “морской дротик”, “катамаран”, мощность можно повысить на 20%.
Однако, мощность, допустимая по условиям устойчивости, может оказаться чрезмерной с точки зрения прочности. Например, в общем-то, неплохая отечественная мотолодка "Крым – 3" при эксплуатации с максимально допустимой мощностью 60л.с. быстро приходит в негодность из-за разрушения днища. Эксплуатация этой лодки с моторами мощностью не более 45л.с., которая для нее вполне достаточна. Аналогичная картина наблюдается при попытках поставить мотор мощнее 60л.с. на мотолодку "Ладога – 2". Правда, для неё предельная мощность по паспорту – 60л.с.
Может случиться, что владелец глиссирующей лодки по каким-либо причинам (например, материальным) временно не может приобрести мотор достаточной мощности, и вынужден эксплуатировать её с мотором меньшей мощности в режиме водоизмещающего плавания. Либо речь идет о выборе резервного мотора. В этом случае следует знать, что использование слишком маломощного мотора тоже небезопасно. Во-первых, в свежий ветер тяжелая лодка с маломощным мотором может "не выгрести" против ветра и её может снести на скалы или на фарватер следования больших судов. Во-вторых, на малой скорости глиссирующие лодки становятся "рыскливыми", особенно на попутном волнении. Рыскливость очень затрудняет управление, утомляет водителя и пассажиров и даже может вызвать опрокидывание лодки попутной волной. В этом случае можно дать следующую рекомендацию использовать мотор мощностью не менее 14л.с. от необходимой для выхода на глиссирование с полной нагрузкой.
Например, для большинства четырех–пятиместных мотолодок для выхода на глиссирование требуется мотор мощностью 30л.с. В этом случае в качестве резервного мотора подойдет мотор мощностью 8л.с. Моторы меньшей мощности применять нежелательно.
© Aquastar 2010
Комментарии
Пока нет комментариев